На предприятиях малого и среднего бизнеса должностные обязанности эколога может выполнять или сам индивидуальный предприниматель или другое лицо по совместительству.
В чём же состоит работа эколога на малом предприятии? На что ему обратить внимание в первую очередь
Ключевая тема сегодня для эффективной работы эколога-разработчика проектной документации на предприятии – это изменения нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды. Кстати, подготовиться к проверке Росприроднадзора вам поможет экологический экспресс-аудит, его можно пройти
С 2013 года реализуется механизм ужесточений платы за негативное воздействие на окружающую среду. Особенно это коснется системы обращения с опасными отходами, приема-передачи отходов, учет возможности принятия полигонами отходов. Обещают также усилить требования по ведению производственного контроля.
7 октября 2011 года Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Документ: Постановление ГД №5949-5 ГД.
Посредством этого проекта планируется создать принципиально новую систему нормирования негативного воздействия на ОС для субъектов экономической деятельности.
Также предлагается ужесточить экономические санкции хозяйствующим субъектам, которые ведут свою деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В частности, повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду будут увеличены до 25 и 100 (сейчас 5 и 25 соответственно).
Какую документацию по экологии надо будет разработать
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель самостоятельно может разработать документацию по охране окружающей среды для отчета перед органами управления
Для этого необходимо:
Один раз в 5 лет разработать проекты (Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) при необходимости; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) по упрощенной форме. Данный вид деятельности не требует лицензии и предприятие самостоятельно может его сделать.
Соответственно, на основании этих документов предприятие будет иметь:
разрешение на выброс на 5 лет;
разрешение на сброс (при необходимости) на 5 лет;
лимит на размещение отходов на 5 лет, при ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса — технического отчета.
Четыре раза в году в конце квартала подсчитать фактические выбросы, сбросы, количество размещенных отходов и произвести расчет платы, экологические платежи.
Один раз в конце отчетного периода предоставить технический отчет о неизменности производственного процесса.
Один раз в год сдать формы статистической отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (водхоз).
Вести производственный контроль, обеспечивать выполнение заложенных мероприятий в проектах (при необходимости).
Итак, предприятие малого и среднего бизнеса по большей части должно иметь следующие документы в области охраны окружающей среды:
- лимит на размещение отходов;
- четыре раза в году произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- сдать в конце года технический отчет;
- сдать статотчетность 2-ТП (отходы).
Формы 2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз) заполняются в том случае, если на предприятии есть источники загрязнения воздуха и воды, соответственно.
Как экологу распланировать свою работу
Экологу на таком предприятии надо лишь рационально распланировать свою работу над необходимыми проектами.
Примерно следующим образом:
- наглядно представить объем работы целиком;
- определить, какие исходные данные могут понадобиться в ближайшее время и подготовить их, то есть провести инвентаризацию всех источников выбросов, сбросов, образования отходов;
- постараться не забыть ни одного загрязняющего вещества, которые образуются на каждом источнике;
- распределить свои силы и успеть выполнить проект в срок.
Успехов!